Между тем, универсальные однозначные простые решения всегда имеют обратную сторону, которую всегда стоит учитывать заранее, вроде тех проблем, которые обрушились на Украину при столь простой и ясной геополитической самоидентификации, какой изначально представлялся и распад СССР с сопутствующей внезапной и резкой сменой строя, и отказ от презренной внешней многовекторности,— всё это было неизбежно и правильно, просто не всё смогли учесть своевременно, оттого и многие беды, и запоздавшие стоны.
Рассмотрим сказанное для начала на примере самого знаменитого отечественного тренда — борьбы с коррупцией.
Допустим, полностью победили её, к примеру, на таможне. То есть на всех таможнях сразу, иначе нет никакого смысла (вспоминаю короткий анекдот времён первых советских кооперативов: "Куплю 1 метр государственной границы").
Но тогда, раз в бюджет всё уплачивается полностью, неизбежен резкий рост цен на весь левый импорт. Когда же массовый покупатель его не выдержит (у него-то, нищего, денег от этой афёры не прибавится), левые импортёры (у которых на нашем бедном рынке рентабельность и раньше была не ахти), чтоб не работать себе в убыток (с учётом вдруг ставших для них актуальными пошлин и налогов), станут достаточно оперативно закрываться, оставляя потребителей без привычных дешёвых товаров, торговлю без работы, себя без дела, а Родину без хотя бы символических от него поступлений.
Для бедной страны, живущей почти исключительно на импорте, это будет катастрофой. Как она преодолеет внезапно возникший разрыв между высокой ценой оставшихся на рынке товаров (а за компанию взлетят цены и на родное!) и кардинально упавшими зарплатами (вследствие массовой безработицы в торговле)? Социальные ножницы будут ещё те!
Раздать все вырученные таким образом налоги людям на компенсацию потерь из-за роста цен, снижения занятости и зарплат? А зачем тогда всё это городили? Да и попросту не хватит: никакого прироста не будет, ведь то, что исчезло, налогов не даёт — ни старых маленьких, ни новых больших.
Ломать — не строить.
Нет, бороться с коррупцией на таможне, конечно, надо, просто с учётом всего описанного, а вот КАК это учесть, с ходу не скажу, надо серьёзно думать и долго считать, это вам, извините, не "ганьба" на площадях орать.
Идём дальше. Допустим, победили коррупцию всю и вообще. Наступило счастье.
На следующий день страна остаётся без врачей и учителей, не говоря уже о налоговиках, во власть на офицзарплату идут только бомжи, предприятия, оставшись без проверяющих, сначала не платят ничего, а когда озверевшее государство введёт драконовские меры для соблюдения того, что соблюсти невозможно, станут массово разоряться, ведь договариваться в условиях отсутствия и коррупции, и налоговиков им уже будет не с кем.
Всюду, где чего-то не хватает и где раньше всё регулировалось "экономически", то есть взятками, теперь вернётся старая добрая советская социалистическая очередь, окончательно победив ставшие такими редкими деньги. Почти нет выживших предприятий (налоги на их РЕАЛЬНОЕ применение не рассчитаны) — значит, нет товаров и зарплат, вернулись дружно к первобытному коммунизму.
Это — если всё делать на базе сегодняшнего дикого законодательства, никак к буквальному соблюдению не готового, и при сегодняшних зарплатах, на отсутствие подношений не рассчитанных.
И тут уже просто менять и считать мало: для роста законного уровня жизни (и заодно — терпимости к ценам, включающим НАСТОЯЩИЕ налоги) без коррупции (и обналички!) в стране, которая делать умеет только то, что сама, кроме съестного, брать не хочет, нужны инвестиции. Потенциальный инвестор в честных и неподкупных папуасов уже ждёт нас, не может дождаться.
Итак, во всём безусловно полезном есть много безусловно вредного, что надо бы знать заранее. Правда, и наоборот: во всём исключательно вредоносном бывает заключена польза.
Скажем, эмиссия (караул! инфляция! фелляция! читайте американские учебники 1946 года!) может создать спрос, а через него — осмысленность производства, уравновесив, хоть и с лагом, выпущенные деньги новой реальной товарной массой и параллельно решая социальные проблемы. Она даст (и уже давала!) экономический толчок, на период временного падения курса обеспечивая выгодность экспорта.
Причём, в отличие от кредитов МВФ, ничего не надо возвращать и нет никаких кабальных политических условий вроде минских соглашений.
Но тогда — и министром финансов должна быть не плакальщица-кредитовыбивательница, а специалист.
В общем — нет рецептов однозначно хороших, как и однозначно плохих. Нужно думать, а не орать, и желательно тем, кому это позволяет соответствующее образование. Без лишней политики там, где ей не место. Даже если с войны осталось оружие.
Я умно начал с цитаты Гегеля (приписываемой у нас, кстати, Марксу), закончу не менее умно — цитируя (в упрощённом варианте) Парацельса:
"Всё — яд, всё — лекарство, и то, и другое зависит от дозы".
Лишь добавлю от себя: когда в массовом требовании справедливости высока доза негатива (кто виноват), но почти отсутствует доза конструктива (что делать), это не лекарство. Рядом с "геть" и "ганьба" (ядом не накушаться) должна быть персонифицированная программа позитива.
Желательно — умная.