Кто и для чего устроил такую кадровую чехарду в ключевом министерстве, которое формирует экономическую политику страны? Чтобы вы сами ответили на этот вопрос, приведу только один пример. Итак, Рабочая группа при Минэкономразвития, работая с прошлого года и до настоящего времени, подготовила проект реформ «Мережа проектів розвитку – основа створення робочих місць та зростання ВВП України». Первоначальная идея создания Корпорации развития принадлежала мне и основывалась на практике успешного функционирования таких корпораций в Германии, США, Израиле, Финляндии и др. странах.
К тому же, состояние украинской экономики настолько сложное и тяжелое, что нам для выживания уже необходимо говорить о возможности удвоения размера ВВП страны в течение следующих 10 лет (конечно, с учетом полученной негативной энергии экономического спада). И выход обычным эволюционным путем уже невозможен. Нужен экономический прорыв. Мировой опыт таких прорывов свидетельствует о том, что их можно осуществить только путем привлечения и концентрации значительного объема инвестиций, которые будут направлены на приоритетные направления развития, определенные совместно государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства.
И вот теперь возникает ключевой вопрос: где взять эти инвестиции и каким образом направить их на получение максимального экономического роста в условиях, когда действующие рыночные механизмы не работают. Ответ выписан в проекте реформ «Мережа проектів розвитку…», предусматривающем, например, развитие институтов совместного инвестирования и фондов прямых инвестиций на принципах государственно-частного партнерства с запуском пилотных проектов в регионах, в частности, хотелось бы начать в Днепропетровской, Харьковской и Киевской областях.
Причем, это не теоретические изыски, а опора на уже полученный опыт. Судите сами, в одной из наших областей в течение 1999-2000 гг. было привлечено в управление 1,2 млн. долларов США. Затем были приобретены корпоративные права более 30 предприятий, которые затем были структурированы в 6 отраслевых холдингов с 3 торговыми домами, а также созданы финансовые учреждения для предоставления широкой линейки фининструментов и инвестиционных продуктов. И когда через три года в начале 2002 г. аудиторы провели оценку этой региональной корпорации развития, то сделали заключение о том, ее капитализация составляет более 80 млн. долл. США. Итак, были взяты в управление $1,2 млн. – через три года – это $80 млн..
Сегодня с реализацией этого проекта реформ мы смогли бы остановить процесс изменения структуры экономики Украины от индустриально-аграрной к аграрно-сырьевой. Попытались бы не допустить дальнейшего ухудшения условий торговли с другими странами из-за технологической деградации, которая приводит к утратам рынков сбыта и снижению конкурентоспособности украинской продукции. Изменив экономическую ситуацию, мы не допустим такого мощного, как сейчас, оттока капитала и квалифицированной рабочей силы.
Наконец, подведу итог: как на практике у нас в стране наиболее эффективно запустить горизонтальные и вертикальные экономические реформы, опираясь на региональные власти и бизнес, лучше других знает А.Максюта (это объективно, потому что он руководил нашей Рабочей группой). А реализация проекта реформ «Мережа проектів розвитку – основа створення робочих місць та зростання ВВП України» - это переход к использованию механизмов инновационной модели экономического роста и инструментов формирования экономики знаний. А теперь вам, уважаемые читатели, судить: нужны ли экономике Украины такие проекты развития?!