И чем больше анализирую различные аспекты нашей экономической жизни, тем больше убеждаюсь в том, что вся налоговая система крепко связана. Поэтому, либо она социально ориентированная, либо она обслуживает очень богатых. И других вариантов здесь нет. Судите сами, в экономически слабой Украине с практически разрушенной социальной защитой огромного числа людей, чрезвычайно узкий круг очень богатых соотечественников (не более 1% населения) обладает по различным оценкам экспертов до 50% общих доходов страны. А в самой сильной и мощной экономике США 5% населения имеют 21% от общих доходов. Почему так? Причин много, но отмечу одну. Прежде всего, в Украине не предоставляются возможности для развития малого бизнеса и среднего класса. Среди предпринимательского сообщества у нас только 20% составляет малый бизнес, а в странах ЕС и США – более 80%. Плюс, по оценкам экспертов, коррупционная надбавка к существующим у нас ставкам налогов – еще не менее 20%, и почти 50% экономики – это «серый» сектор.
В принципе, для экспертов всё достаточно просто для понимания текущей ситуации в стране. Есть внутренние и внешние расклады украинской политики. Но объективно сегодняшняя политика Президента блокирована тем, что, если общество за единство государства и мирное урегулирование, то в то же время немалая часть элит за развитие силового сценария. А то, что в ФБ «бузит» либеральная интеллигенция – это только отделяет ее от рядовых граждан, обеспокоенных судьбой своих детей и мужей, а также перспективами родного края. Более того, у нас элиты разобщены, к примеру, одни не хотят ссориться с Россией, другие – с Западом. Причем, в подавляющем большинстве в силу конкретных личных и предпринимательских, а не государственных интересов. И теперь этих представителей наших элит прямо несет на серьезные конфликты, и вряд ли они смогут избежать столкновений. Но из-за этой дестабилизации будем страдать и все мы.
Неоднократно уже отмечал, если думать о судьбе мирных жителей и молодых солдатах-срочниках, а не о проблемах, которые возникнут у крупного бизнеса, то нужно вводить военное положение на востоке страны. К тому же для нашей экономики в условиях военного противостояния крайне невыгодно и даже опасно повышение цен на электроэнергию, газ и нефтепродукты. Даже власти США понимают, что если еще выше поднимутся эти цены, то начнут обрушиваться реальные сектора экономик многих стран. Судите сами, 40% инфляции «сидит» в секторе инвестиционных товаров. Что это значит, например, для украинской экономики? Это означает, что у нас быстро растут издержки реального сектора. К примеру, если мы хотим произвести БТР или танк, то, естественно, надо будет предприятию-производителю заплатить за электроэнергию, за металл и т.д. денег больше в связи с новыми более высокими ценами. А продать изготовленные танк или БТР еще дороже предприятие уже не сможет, потому что у покупателя таких больших денег нет. В результате придется фиксировать убытки.
Но сколько можно фиксировать убытки? Полгода? Год? А что дальше? Может быть, в текущей ситуации уже и нам пора начинать процесс воспитания наших крупных налогоплательщиков. Причем, у народных депутатов есть разные методы такого воспитания. Например, они могут как отменить отдельные налоги, так и, наоборот, добавить некоторые налоги. Мощнейшим воспитательным средством со стороны Верховной Рады может стать демонстративно разное отношение к налогооблагаемым деньгам, которые вкладываются, с одной стороны, в создание инновационных предприятий и новые рабочие места в дотационных регионах, а, с другой стороны, в многомиллионные трансферты футбольных клубов. Пусть берут пример с испанских депутатов-социалистов в Европарламенте, которые осудили огромные траты национальных футбольных клубов. Несмотря на экономический кризис, европейские клубы летом 2013 г. потратили на трансферты 1 млрд. 750 млн. евро, что на 7% больше, чем в 2012 году. А сколько наши клубы в самой слабой европейской экономике в последнее время тратят?!
Конечно, и Президенту, и элитам, и украинскому обществу надо объединяться и попытаться использовать имеющиеся в стране возможности для консолидации. Не надо нашим олигархам силой навязывать людям какую-то свою социально-экономическую модель, лучше дать малому и среднему бизнесу возможности для творческого поиска и свободы сознания. Лишь в этих условиях не будет помех и преград для общих целей управления государством и обеспечения экономического роста.