Итак, мы одна из самых богатых стран по запасам природных ископаемых, занимая: 4-ое место в мире по запасам природных ресурсов; 1-ое место в мире по разведанным запасам марганцевой руды (2,3 млрд. тонн, или около 11 % мировых запасов); 1-ое место в мире по запасам титановых руд; 1-ое место в Европе (6-ое в мире) по запасам урановых руд; 2-ое место в мире по запасам железной руды (более 30 млрд. тонн); 2-ое место в мире по запасам ртутной руды; 7-ое место в мире по доказанным запасам угля (33,9 млрд. тонн).
При этом мы еще и индустриальная страна: 1-ое место в мире среди производителей аммиака (5,26 млн. тонн); 5-ое место в мире по количеству пусков космических ракет; 8-ое место в мире среди производителей стали (35,3 млн. тонн); 12-ое место в мире по экспорту оружия. И, конечно же, Украина - аграрная страна: 1-ое место в Европе по площади пахотных земель и 3-е место в мире по площади чернозема (25 % мирового объема); 1-ое место в мире по экспорту подсолнечника и подсолнечного масла; 2-ое место в мире по экспорту ячменя; 4-ое место в мире по экспорту куриных яиц; 5-ое место в мире по производству продукции пчеловодства (75 тыс. тонн); 6-ое место в мире по экспорту ржи и кукурузы.
Впечатляет, не правда ли?! Однако в последнее время иностранных инвесторов еще больше впечатляют и одновременно волнуют сразу несколько вещей на нашем рынке: коррупция, бюрократия, валютное регулирование, но самое главное – чрезмерное администрирование. Итак, что мы не доделали в предшествующем периоде? Прежде всего, у нас низкое качество нашего государства. Это – главная проблема. Потому что государство ведет себя как рентоориентированная структура, извлекая ренту нечестными и коррумпированными способами. А это и есть причина огромного давления на бизнес и инвесторов. И у этой причины есть множество проявлений. Так, Украина сильно отстает от других стран в доступности для бизнеса к финансовым ресурсам, велики проблемы с корпоративным регулированием и отчетностью, с аудитом и налоговым администрированием, с надзором и контролем.
Думаю, именно инвесторы, как никто другой, понимают, что кризис – это полбеды. Главная беда – это выход из кризиса. Поэтому модернизация украинской экономики невозможна без изменения к лучшему инвестиционного климата, без реформирования практически всей законодательной и нормативно-правовой базы отечественного рынка. Но что конкретно нужно делать? По каким критериям определять главное? И какой должна быть последовательность действий? Дать ответы на поставленные вопросы, безусловно, нелегко. Но без них мы точно не продвинемся в реформировании и обновлении украинского рынка, а, следовательно, и в улучшении инвестиционного климата в Украине.
И надо признать, в нашей нынешней ситуации все гораздо сложнее. Как в известном высказывании классика: нужно найти ключевое звено и вытащить всю цепь. У нас в стране сегодня не то, что нет такого звена, потянув за которое можно вытянуть всю цепь, вообще многих звеньев не хватает в экономике. Например, не хватает: 1) национальной инвестиционной системы, которая бы связывала банковскую систему с инвестициями в развитие производства; 2) государственной политики развития различных отраслей экономики; 3) законодательного обеспечения долгосрочного целепологания стратегии развития; 4) механизмов ответственности за управление государственными деньгами.
Кто бы ни был при власти, инвестирование – это всегда игра «риск-доход». И рынок – живое существо. Он не может долго стоять. Он либо растет, либо падает. Но мы не только не провели необходимые реформы, мы еще более осложнили их проведение в будущем. И, откровенно говоря, даже не знаю, как большинству наших законодателей и политиков объяснить, чтобы они поняли, что инвестиции делаются не на заемные средства, т.е. кредитные, а на собственные средства предприятий и частных инвесторов. В этой связи надо либо акции выпускать, либо облигации с длинным концом. Но прежде нардепам и политикам необходимо создать в Украине благоприятный инвестиционный климат.
Да, есть много необходимых условий, но практически нет достаточных. Поэтому нужны новые инвестиционные идеи! И в этом значительная роль и ответственность за реформирование экономики принадлежит бизнес-сообществам. Никогда нельзя забывать о таком «неосязаемом», но крайне важном факторе, как общественное восприятие. Чтобы у инвесторов и населения сформировалось позитивное отношение к нашему рынку необходимо разработать и принять в ближайшие месяцы программу структурной реформы украинского фондового рынка, инвестиционный кодекс Украины, стратегию развития срочного рынка Украины. Сегодня -особенно острый дефицит комплексных подходов к реформированию рынка Украины.
Нельзя консервировать отсталость. И в этой связи неизбежно нужно говорить о структурной реформе отечественного рынка. Это очень сложная и трудная задача и быстро ее решить не удастся. Но надо помнить, что политика, как и экономика, начинается с пустяков, которые должны быть вовремя замечены, верно оценены и запущены в нужном направлении.