ГлавнаяБлоги

Каддафи сделал выбор: остаться выродком до конца

В украинских печатных СМИ на неделе с 28 февраля по 6 марта восстание в Ливии стало самой популярной темой. Хорошо хоть, что издаются «Профиль» и «Український Тиждень», благодаря которым можно каждую неделю напоминать себе, что восстают не только арабы, но и украинцы.

В редакции «Корреспондента» события в Северной Африке решили вынести на обложку вместе с заключением:«Арабская весна переворачивает мировой порядок».

Надо сказать, что мировой порядок у журналистов «Корреспондента» переворачиваетъся довольно часто. Ну, вот только недавно: и «Викиликс» перевернуло этот мир раз и навсегда, и после финансового кризиса мир уже никогда не будет прежним, и избрание президентом США Барака Обамы изменило всё на свете.

А ещё были восставший из пепла Янукович, события 2004 года, 9/11 в Америке.

К сожалению, журнал не издавали во времена Перестройки, а то пришлось бы провозглашать перевороты мирового порядка чуть ли не еженедельно.

Основная мысль материала про Каддафи: «Это очередной виток освобождения мира от диктатуры».

Другой материал в журнале посвящён судьбе дикторов «на пенсии». Например, Жан-Клоду Дювалье, бывшему диктатору Гаити. Основная мысль: «В последние годы наметилась тенденция к тому, что экс-диктаторам становится всё сложнее распоряжаться своими активами, состоящими из средств, украденных из бюджета своего государства. С помощью проверки банковских переводов, осуществлённых в последние дни правления режима, вполне реально выйти на след любых незаконно присвоенных государственных активов».

В газете «KyivPost» обратили внимание на слухи о том, что верные Каддафи солдаты убивают своих сограждан из украинского оружия. Подозреваю, они при этом заодно пользуются украинскими «Кольчугами», которые в своё время не нашли в Ираке исключительно потому, что тамошний диктатор успел передать их ливийскому «брату по разуму».

В журнале «Країна» напомнили, что Каддафи служил источником надежд на большие деньги для украинских власть имущих. Авторитарный президент Кучма вручил тирану орден Ярослава Мудрого первой степени, а следующий президент Украины, уже демократический, вручил тирану орден Богдана Хмельницкого первой степени.

Никто из глав африканских государств не оставался у власти дольше, чем Каддафи. Наверное, также никто из тамошних диктаторов не был настолько смешон исторически – в том смысле, что а ведь и он сам начал переворот в 1969 году с города Бенгази, как и те, кто собирается его свергнуть сейчас; а ведь и он сам вдохновился иностранным примером – египетским; а ведь и он сам тогда не достиг и тридцати лет от роду.

В журнале «Фокус» опубликован материал о детях Каддафи. Вернее, о том, какой долей в семейном бизнесе и влиянием на Ливию обладали дети руководителя государства. Основная мысль: «Пока на улицах ливийских городов идут бои между сторонниками и противниками Каддафи, его семья заботится о приумножении капитала и пристраивает миллиарды долларов на британском фондовом рынке».

В редакции журнала «Український Тиждень» считают, что главным вызовом для Ливии теперь является уже не режим Каддафи, который близится к страшному концу, а вакуум власти, которые неминуемо тянет за собой хаос. Национальный совет, который де-факто работает как новое революционное правительство Ливии, возглавил экс-министр юстиции Мустафа Джалиль, признавший ошибки и осудивший предыдущее правительство.

Вообще достаточно странно, что в прессе не замечают: основной вызов для Ливии это не вакуум власти – власть всегда будет, особенно там, где есть оружие; основной вызов – практически полное отсутствие новых руководителей государства – все работали на Каддафи и при Каддафи.

«Каддафи не впервые использует жестокость и преследования: именно так он удерживал власть 41 год. Подавлял свой народ, финансировал терроризм и разжигал конфликты в Африке. Почему мировые лидеры обнимались с ним в Аквиле? Действительно, почему они имели дело с ближневосточными диктаторами и королями, аж пока не доработались до восстания тамошних народов?»

В газете «Комментарии» отмечают, что восстание против Каддафи оказалось неудобным событием для всех мировых и региональных игроков. С середины 2000-х годов у Запада не было особых проблем с Каддафи. Он сделал ряд шагов к примирению, свернул поддержку террористов по всему миру (от маоистов до Ирландской республиканской армии), прекратил разработку оружия массового поражения и даже начал помогать США в борьбе с радикальными исламистами и «Аль-Каидой».

«Все происходящие в регионе восстания несут в той или иной степени недовольство полной послушностью местных авторитарных режимов воле США. Рост политической активности и самосознания в арабском мире давно сопровождается усилением антиколониализма и национализма. Поэтому любое новое правительство и в Тунисе, и в Египте, и в Ливии, и в любой другой арабской стране не сможет послушно идти в фарватере Вашингтона, особенно в вопросе об Израиле».

В другом материале об арабских восстаниях в газете «Комментарии» автор Игорь Туркевич отмечает, что важную роль в нынешних восстаниях сыграли западные бренды – и в обычном их понимании, и в необычном (равенство, свобода и так далее).

«Что происходит в сознании 25-летнего безработного, который смотрит по телевизору рекламу новых мотоциклов или читает в интернете о возможностях нового гаджета и осознаёт, что его шансы на покупку чего-либо подобного равны нулю? Ведь он, несмотря на всю свою «продвинутость» и диплом ВУЗа (возможно, даже европейского), не имеет ни денег, ни возможности их заработать.

Проблема в том, что, переняв внешние атрибуты европейской модели, будь то конституционная монархия, парламентаризм или социализм, государства Большого Ближнего Востока, по сути, остаются традиционными деспотиями. Этим отчасти обусловлено и огромное влияние религии даже в тех государствах, которые считаются секулярными.

Нынешние события – это начало затяжной и болезненной трансформации системы общественных отношений. Отчасти в этом «виноваты» режимы «мягких диктаторов» Магриба и конституционных монархов Ближнего Востока, которым приходилось играть свою роль хоть сколько-нибудь убедительно. Для чего рефреном повторялись слова о том, что все граждане страны имеют равные права. Обычная фигура речи, бессмысленная в силу традиции. Но многократно повторённая она приобрела магическое свойство влиять на умы: в общественном сознании арабских стран произошло, кажется, коренное изменение. Главное, что «как на Западе» теперь хотят жить не только элиты. Низшим слоям тоже по вкусу комфорт и социальные гарантии. Тем более что зачастую они теперь знают, чего желать: интернет доступен, а развитие средств коммуникации позволяет диаспорам находиться в постоянном контакте с родиной.

Впрочем, на светлое будущее, которое придёт, лишь только отшумят демонстрации и перестрелки, рассчитывать не приходится. Прежде всего потому, что ни одно арабское государство не пройдёт элементарную проверку толерантностью. Общественная модель останется репрессивной и после демонтажа репрессивного режима. Принадлежность к меньшинству – религиозному, сексуальному, национальному – чревата смертью. Поэтому говорить о перспективах демократии западного образца в любом из государств региона как минимум преждевременно. Скорее образцом для заимствования может стать общество потребления – хотя бы за счёт систематических государственных дотаций».

В журнале «Weekly.ua» отмечают, что единственным явным выгодоприобретателем от восстаний в арабских странах стало российское государство. Чем сомнительнее стабильность поставок нефти из региона, тем выше цена на нефть и тем выше доходы бюджета России. Дмитрий Медведев, Игорь Сечин, Владимир Путин и другие будут чувствовать себя ещё более уверенно в международных отношениях.

Хотя на этой неделе в еженедельниках ничего не публиковалось о протестах (пока не переросших в восстание) в американском штате Висконсин, появились кое-какие сведения о националистическом «бунте» в Хорватии. Как сообщает «Weekly.ua», «демонстрации в Загребе проходили под лозунгами «Я люблю Хорватию», «Стоп преследованиям хорватских защитников», «Нет – Евросоюзу», «Предательство»… одним из участников митинга стал артист Марко Перкович «Томпсон», который поёт о «подвигах» хорватских усташей во время второй мировой войны. Во многих государствах ЕС его песни приравниваются к пропаганде фашизма, которая подлежит уголовному преследованию».

Поводом к началу протестов стал недавний арест в Боснии Тихомира Пурда по ордеру, выданному Интерполом в Сербии. Сербы обвиняют его в военных преступлениях, а вот хорватские «братья по оружию» считают невиновным героем. Собственно, ветераны войны за независимость Хорватии, случившейся в 1990-е годы, стали движущей силой протестов.

В украинском «Эксперте» сообщают, что сотни тысяч арабов из Северной Африки уже бежали от «новой свободы» на территорию ЕС и ещё сотни тысяч только собираются. «В страхе замерла Италия. Она стала первым европейским государством, в которое хлынули потоки «беженцев от революции». Ещё в январе только на одном итальянском острове Лампедуза собралось 5 тысяч тунисцев. Рим даже обратился в Еврокомиссию с просьбой выделить 100 миллионов евро, патрульные самолёты и суда для того, чтобы справиться с потоком мигрантов. Данных о том, сколько тунисцев смогли преодолеть выставленные Италией заслоны, нет».

В журнале «Український Тиждень» опубликован материал суть выражение надежды антиправительственно настроенных украинцев на восстание или «восстание» и в нашей стране. Основная мысль: в Украине возникают протестные движения, которые объединяют людей, способных выступить в защиту своих прав.

Однако легальные протесты – явно не конёк украинцев. А вот подполье…

Также в «Українському Тижні» опубликован замечательный материал об истории схронов ОУН. «Отечественное националистическое движение с момента своего организационного оформления чётко и недвусмысленно декларировало благосклонность к нелегальным методам борьбы против государств, которые контролировали в период между войнами земли, населённые украинцами. Подпольное положение, с одной стороны, усложняло националистам жизнь, а с другой стороны – исключало компромиссы с оккупантами».

А в журнале «Профиль» Кость Бондаренко опубликовал статью о Ярославе Старухе, который был одной из самых ярких личностей в ОУН. Как отметил Бондаренко, работы Старуха по препарированию фашизма и по формированию идеологии заслуживают изучения политологов и историков; жаль, что этого не понимают те, кто отрицает всё, что было связано с ОУН и УПА.

Короче говоря, стыдно хотеть постоять на майдане в знак протеста, как какие-то африканцы, когда у нас в истории было такое.

А ведь именно дух украинского городского протеста (выйди на площадь, постой!) пытаются вызвать отечественные журналисты, третью или даже четвёртую неделю излагающие на страницах еженедельников сводки из арабских стран.

Алёна Громницкая, главный редактор «Профиля», в этой ситуации поступает весьма оригинально: пока внимание всего украинского журналистского сообщества сфокусировано на Северной Африке, Громницкая публикует туристические очерки из поездки в Южную Африку. Вот появилась даже реклама отеля в Замбии:

__Медиа __Медиа , Журналисты о себе
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram