Могу сказать точно, что у каждого Берлинале свой – у участника конкурсных программ, у отборщиков кинофестивалей, у журналистов и кинокритиков, у продюсеров и у зрителей. Ты будто живешь эти 10 дней в разных измерениях, которые иногда пересекаются, а иногда нет. Очень многое остается за кадром красных дорожек, за которыми обычно следят зрители. За кулисами кинозалов, например, мир кинорынка и индустриальных событий, где продюсеры, агенты, студии ведут переговоры о покупке, продаже, дистрибьюции и/или финансировании фильмов. Это также мир питчингов, где стартуют молодые и опытные продюсеры с новыми интересными проектами. Кстати, наш украинский проект «Танк» реж. Максима Ксенды победил в этом году на берлинском рынке ко-продукции, получив денежный приз в размере 10 тыс. евро на свое дальнейшее развитие.
В моем графике также всегда много встреч с коллегами, новыми и старыми партнерами, продюсерами, режиссерами, и кинофондами.
Фото в посольстве Украины в Берлине. Выступает Филипп Ильенко, глава Государственного Агентства Украины по вопросам кино.
Помимо этого, моя берлинская жизнь состоит из десятков кинопоказов, и для того, чтобы на них попасть, я пользуюсь небольшой уловкой – предпочитаю официальным киносмотрам утренние пресс-показы. Но даже опытный кинофестивальщик не застрахован от того, что билеты просто-напросто раскупят, ведь здесь, на Берлинале, синефилы даже спят в очереди, чтобы попасть на долгожданные фильмы.
Говоря о моем топе берлинских must see фильмов, из тех, что мне удалось посмотреть, ведь мешают не только очереди, но и банальное отсутствие времени (больше 500 фильмов и еще столько же картин на кинорынке), то это конечно же победитель «Море в огне» («Fire at the sea») Джанфранко Рози.
Документальная лента рассказывает о крошечном острове Лампедуза, который стал перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов из Африки. Жюри, возглавляемое Мерил Стрип, отдав «Золотого медведя» этой картине, решило привлечь внимание к острой политической ситуации в Европе – теме, которой было посвящено не мало фильмов программы Берлинского МКФ.
Кстати, в первый же день я схватила простуду, когда пробегая мимо не смогла не поглазеть на Мерил Стрип, которая выходила после пресс-конференции.
В конкурсе меня также впечатлило еще филиппинская «Колыбельная скорбной тайне» («Hele Sa Hiwagang Hapis») режиссера Лав Диаса, который знаком киноманам своим пятичасовым дебютом «Север» («Norte»), представленным в каннском «Особом взгляде» в прошлом году. И хоть во многих рецензиях говорится, что берлинский конкурс слабее, чем его конкурент в Каннах, стоит признать смелость немецкого фестиваля – он не боится рисковать, отбирая в главный конкурс восьмичасовой черно-белый фильм. Лента медленно на гране истории и мифологии рассказывает про филиппинскую революцию в конце 19го века, когда Филиппины были еще испанской колонией. Но удивительно: фильм ни в коем случае не показался скучным зрителям, которые остались в зале до самого конца. Это как раз тот случай чисто кинофестивального экспириенса, чистого кино. Этот фильм получил приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.
Продолжая тему смелых решений, в этом году Берлинале продолжил еще одну «авантюру», продиктованную тенденциями киноиндустрии, открыв секцию телесериалов в рамках Европейского кинорынка Series Days. Так что теперь кинофестиваль класса А это не только интеллектуальное, эстетизированное кино, но и близкий большей аудитории телевизионный контент.
Еще один фильм, который я выделила для себя в конкурсной программе, это польская драма «Соединенные штаты любви» («United States of love») Томаша Василевски, рассказывающая истории четырех женщин разного возраста, но у которых одна цель – изменить свою жизнь.
Берлинале – это не только конкурс, как я уже говорила в рамках зрительских смотров представлено больше полудюжины фильмов, и в параллельной программе «Panorama Special» мне понравилось 3 картины. Это «Я,Ольга Гепнарова» («I, Olga Hepnarova») - полнометражный игровой дебют режиссеров Петра Казда (Petr Kazda) и Томаша Вейнреба (Tomas Weinreb).
Черно-белая история последней женщины, приговоренной к смертной казни в Чехословакии за убийство восьмерых человек. После долгих лет исследований жизни Ольги Гепнаровой документалисты Петр Казда и Томаш Вейнреб, пытаются проследить путь ее внутренних трансформаций – от неблагополучного отрочества до решения в 22 года отомстить всему миру за это неблагополучие.
Еще одна черно-белая лента из Панорамы, что меня заинтересовала, – драма «Фукусима, любовь моя» («Fukushima, mon amour») Дорис Дёрри (Doris Doerrie). И снова мы видим в какой-то мере переосмысливание проблемы беженцев в историях тех, кому пришлось покинуть свои дома после аварии на японской АЭС. Но это так же история возвращения: главная героиня Мари помогает Сатоми, последней гейши Фукусимы, вернуться в свой дом и в свою жизнь, элементы которой так тщательно запечатлены документальным стилем Дёрри.
И наконец третий фильм - «Внезапно» («All of а sudden») Асли Озг (Asli Ozge) об одной ночи, которая, как видно из названия, внезапно изменила хорошо организованную, налаженную жизнь главного героя Карстена. Что именно произошло этой ночью с загадочной девушкой Анной, которая погибла в квартире Карстена, на протяжении всего фильма вместе с его друзьями и родными пытается выяснить зритель. Режиссер в начале фильма лишь предупреждает словами шекспировского Гамлета, что «нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым».
Подводя итоги, конечно же хочется сказать и об украинском кино. К сожалению, пока в Берлине наших фильмов крайне мало. В официальной программе участвовало всего две картины - «Мариуполис» режиссера Мантаса Кведаравичюса в «PANORAMA Dokumente» и короткий метр «Без тебя» Наримана Алиева в «GENERATION 14 plus».
«Мариуполис» рассказывает историю, которая сейчас происходит в Украине. В ней режиссер Мантас Кведаравичюс выразил свой европейский взгляд на ситуацию в нашей стране.
Фото после показа фильма «Мариуполис». Справа - посол Украины в Германии Андрей Мельник и Анна Паленчук, продюсер фильма.
Как я уже отмечала, Берлинале социально и политически ориентированный фестиваль. Европейское киносообщество не забывает и про нашего украинского режиссера Олега Сенцова. Перед показом документальной ленты «Мариуполис» прошла акция в поддержку Олега.
Еще очень много можно рассказать о Берлинале, ведь это главный европейский кинофестиваль, который открывает киногод и самое лучшее мы обязательно покажем уже в июле на Одесском Международном Кинофестивале.