Первое впечатление по приезду в Измаил – это впечатление тишины и спокойствия, как будто и нет на Украине никаких тревожных событий. Все тихо , спокойно, жизнь идет своим чередом. На всех гос. учреждениях государственные флаги Украины, город живет привычной жизнью, впрочем как и весь бессарабский регион. В основном, люди далеки от политики, одним все равно, другие не совсем понимают что «собственно говоря» происходит. Как говорят местные активисты, «народ тут у нас темный», но я бы сказала скорее не темный, а далекий от различных передряг на национально-политической почве и причин тому несколько.
Во-первых Бессарабия регион многонациональный: это и украинцы, и болгары, и румыны, и русские староверы (липоване), проживающие в Вилково. Люди уже много веков живут рядом, связаны друг с другом как экономическими так и родственными связями. Им просто невыгодно конфликтовать друг с другом. Вторая причина - это то, что во всех небольших городах и поселках Бессарабии люди знают друг друга: и конфликтовать с соседями и знакомыми им тоже ни к чему. Таким образом, политических дискуссий в городе не наблюдается, каждый обсуждает события в кругу семьи или друзей.
Расскажу анекдотичный случай, который произошел со мной на базаре.
Покупая творог, начинаю, осторожно так:
- У вас такое все вкусное, у нас в Киеве такого нет.
- Так вы из Киеве, что там происходит, что же теперь будет. Если я украинка, а у меня муж болгарин, то что мне теперь надо разводиться?
На третий день нашего пребывания познакомилась с группой активистов. Они координируются с Одессой и близлежащими районами. Особо порадовал блок-пост в Татарбунарах. Активисты шутят, что скорее у них будет татарбунарская украинская республика, чем российские оккупанты будут у них хозяйничать.
Что объединяет все районы Бессарабии – это то, что нигде никто не доверяет милиции. Считают их не только собирателями поборов, бандитами в законе, но еще и предателями «милиции веры нет, надеемся только на свои силы» (образ доброго «Дяди Степы» утерян для нас навсегда).
Не только простое население, но и милиция страдает от информационной ограниченности. По дороге в Вилково нас остановил постовой ГАИ, судя по всему болгарин. Пытаюсь с ним поговорить: «Если к вам приедут российские оккупанты, вы будете защищать свою землю или отдадите оружие и пойдете домой спать?». После некоторого замешательства: «Буду, - и продолжает, видно о наболевшем,- там в Киеве наворовали, а тут человек за 1000 грн. работает и содержит больную мать».
Едем к румынской границе. Та же картина – спокойствие, тишина, рыбалка, птички поют, жабы квакают, - вроде и нету никаких бурных событий в Украине
Желание мира и покоя. Никто не хочет ни войны, ни борьбы. В Вилково начался туристический сезон: приезжим предлагают катание на лодках, поездку на острова, липованскую уху и местное вино «Новак».
Опять разговариваем с людьми. Стараются избегать политических тем, но все же говорят, что все что происходит – это ужасно. Многие искусственно ограждаются от внешних потрясений: не смотрят новости, вводят в семье «табу» на разговоры о политике: «Все смешалось, непонятно кто враг, кто друг. Всегда дружили с россиянами, были в хороших отношениях, а теперь… почему с их стороны такая агрессия?». Неужто забыли, что именно от такой агрессии их предки бежали из России в бессарабские земли еще в 17-18 столетии.
Но есть конечно и полные «глухари» в плане общения. Мы ночевали у одной липованки, которая без тени сомнения рассказывала, как побывав на майдане люди становились наркоманами, потому что «там в чай добавляли наркотики», - что-либо разъяснять не имело смысла. Слова тут бессильны.
На следующий день после событий 2 мая заезжаем в Одессу. Центральные улицы необычно безлюдны как и множество близлежащих кафеен.
Возле дома профсоюзов собираются люди, лежат цветы с георгиевскими ленточками. Дамочки лет так 40-50, призывают собраться и отомстить. У одной из них в руках список с адресами тех, кто был на проукраинской стороне. Сразу возникает вопрос, откуда дамочка 40+ за неполные сутки раскопала такое количество адресов? И это был первый момент который меня насторожил: «Кто-то хочет продолжения бойни и разжигания гражданской войны».
Внимательно осмотрев здание снаружи я убедилась, что невозможно было добросить коктейль Молотова даже на 2 этаж такого здания, не говоря уже о 3 и 4 этажах: сначала идет цоколь в человеческий рост, потом первый этаж 3,5-4 метра и так далее. На фото видно, что больше всего пострадали именно эти этажи.
Насколько нужно не любить свою страну, не уважать свой народ, чтобы организовывать такие провокации, подстрекать граждан к гражданской войне, а потом сидеть и довольно потирать руки на кухне, подсчитывая денежные и политические девиденты. Вот эти люди и есть самые настоящие враги народа.
Слава Украине