Обозначим предпосылки.
Очевидно, что имеется несколько узлов управления бюджетами Майдана, включая Штаб, дислоцируемый в Доме Профсоюзов, Гражданский сектор Евромайдана, движение «Спильна справа» и несколько других менее известных организаций, частным образом собирающих средства и осваивающих бюджеты в целях Майдана. Это условное разделение, потому что расстановка центров меняется каждый день. К тому же не секрет, что средства собирают и мошенники, которые никогда не донесут и гривны до общей казны. Возникает проблема №1 – децентрализация управления и ответственности, из которой к сожалению выплывает неэффективный сбор средств с желающих помочь общему делу. Понятно, что при этом и планирование общих затрат невозможно, но в рамках стихийного Майдана и ограниченного набора категорий нужд этот вопрос можно опустить в принципе.
Второй предпосылкой является расхождения лидеров по вопросам расхода средств – это и слухи про необходимость управлять бюджетом одной политической силой ВО «Батькивщина», и банальная экстраполяция бюджетирования по-украински, когда нет ресурса, контролирующего каждую копейку, и процедуры находятся попросту в теневом укрытии от «спонсирующего» населения.
Теперь проведем параллель с бюджетом Украины: бюджет планируется и выполняется закрытым способом, и нет оснований полагаться на совесть чиновников, имеющих доступ к большим суммам налогоплательщиков, пополняющих этот бюджет.
Как связываются эти вещи? Подойдем к главной идее.
Представьте себе ситуацию: любой гражданин Украины, у которого есть доступ к интернет, может зайти на государственный веб-сайт, отражающий план (бюджет) и его выполнение – доходную и расходную часть - в режиме реального времени. К примеру, любой предприниматель, платящий налоги, может видеть, как наполняется казна и как происходят отчисления по статьям бюджета. Во что превращается прослойка исполнительной власти? Правильно - от “небожителей” и “держателей средств” исполнительные органы переходят в разряд тех, кем они и должны быть – простым механизмом реализации бюджета согласно плану по заданным алгоритмам. А еще если автоматизировать кое-какие процессы, так в принципе можно свести человеческий фактор к минимуму.
Теперь вопрос тендеров. Если в такой системе есть прозрачность, то почему бы не ставить на повестку дня открытые тендеры с грамотно прописанными критериями победителей и механизмами проведения? Можно только считать и считать чистую “недополученную прибыль”, какую в данном случае бюджет не будет терять из-за теневых схем и откатов.
Реализация электронного правительства Украины хотя бы на этом уровне будет уникальным явлением в странах СНГ. Идеи идеями, но внедрить такое в бюрократической и коррумпированной стране – дело неподъемное. Так почему бы на фоне цветущего социализма Майдана, бюджеты которого примитивны, не реализовать такой веб-ресурс, создав тем самым прецедент континентального масштаба?
Итого, для открытого бюджета Майдана выделяем следующие цели:
1. ограничить возможность теневого оборота средств (пусть и небольших, но нужно начинать с чего-то)
2. вывести бюджетирование из контроля партий оппозиции
3. прозрачностью привлечь частных инвесторов к финансированию майдана
4. ограничить мошенников, собирающих деньги частным образом
Наша команда разработчиков уже реализовала первую презентационную версию продукта, в которой отражаются доходные и расходные статьи майдана - красиво, наглядно, с большим графиком Грн/Дни, несколькими информативными счетчиками, какой-то полезной мета-статистикой и возможностью углубиться в детали каждой из статей доходов/расходов Майдана. Администратор приложения (он же потенциально и бухгалтер Штаба) через удобный интерфейс категоризирует и описывает расходные статьи, вносит доходные статьи (с указанием источника) и, собственно, вносит цифры в гривнах.
Посмотреть в полном размере.
Посмотреть в полном виде.
Посмотреть в полном виде.
Для повышения прозрачности и привлечения частных инвесторов в таком приложении будет существовать доска почета для самых отличительных (1) финансовых спонсоров, в том числе подтягивать краудсорсинговых лидеров, и (2) активистов, которые смогли сэкономить средства для майдана
Также, будет возможность конструктивно обсуждать позиции расходов и предлагать свои варианты (проводить мини-тендеры).
В завершение несколько слов о следующих шагах. Для продвижения идеи необходим фидбек от правовиков, в частности, вкладывается ли такой проект в рамки текущего законодательства и как его развивать, а также поддержка для внедрения такого продукта в Штаб. Команда готова развивать этот продукт до необходимого уровня, чтобы прецедент состоялся и Украина вошла в новую эру прозрачного и взвешенного бюджетирования, с привлечением всех заинтересованных граждан в его освоении и контроле за ним.
Гражданское общество на Украине родилось!
Контакты:
Группа в Фейсбук
Имейл для связи с автором.