В феврале-марте этого года было объявлено о новом, очень существенном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это событие спровоцировало бурю возмущения среди граждан Украины, пока еще не выплеснувшуюся на улицы, но бушующую в социальных сетях. Есть множество фактов указывающих на то, что это возмущение кое-кто очень искусно и целенаправленно подогревает, нагнетая страсти о том, что при таких тарифах прожить дальше гражданам с низкими доходами будет просто невозможно, что всех будут выкидывать на улицу, и что виноваты во всем действующее правительство, а вместе с ним – и приведший его к власти Майдан.Я бы предложил вместе спокойно разобраться по всем пунктам.
Во-первых, для граждан существует определенный государством способ компенсации – это субсидии. При этом в конце прошлого года существующий порядок их получения был значительно упрощен. В этом случае повышение тарифов мало влияет на размер собственных платежей за жилищно-коммунальные услуги и уровень жизни людей, оформивших себе субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Действующий порядок их назначения таков, что лицо, получающее субсидию, оплачивает фиксированный процент от дохода (от 5% до 15%, причем чем ниже доход, тем ниже отчисляемый процент), а все остальное – доплачивается за счет субсидии.
Во-вторых. Правительством и Верховной Радой не принималось никаких законодательных и нормативных актов, на основании которых у человека могли бы внезапно забрать квартиру за долги по оплате коммунальных услуг. В общем случае это достаточно длительная и сложная процедура. При этом обращение ареста на квартиру должника возможно только в случае, если его долги одному из кредиторов превысят 12 тысяч с хвостиком гривен. Даже при новых, повышенных тарифах гражданину понадобится не один год, чтобы достигнуть такого уровня задолженности.
Третий момент, пожалуй, самый важный. Кто виноват в нынешнем безудержном росте тарифов? Безусловно, здесь свою долю ответственности несет правительство, т.к. одна из составляющих роста тарифов, хотя и носит объективный характер (инфляция, рост цен на составные каждого тарифа), но также является в значительной мере результатом деятельности руководства страны, в первую очередь – его экономического блока. Однако, в значительной мере эти тарифы подвержены весьма субъективному и отнюдь не благотворному влиянию со стороны местных властей. Как это происходит?
Все дело в существующем порядке назначения и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь, это тарифы на услуги централизованного отопления, поставок горячей и холодной воды, а также водоотведения, оплата которых составляет наиболее значительную часть в структуре расходов каждой семьи на жилищно-коммунальные услуги.
Согласно действующему порядку, тарифы для каждого предприятия, оказывающего данные услуги, утверждаются на основании предоставленных этим предприятием расчетов Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). И вот здесь мы подходим к самому интересному. Поскольку в сфере регулирования комиссии – сотни предприятий коммунального сектора по всей стране, у комиссии нет физической возможности провести их аудит на предмет достоверности поданных расчетов. Поэтому проверка проводится сугубо формальная – на соответствие установленным формам и нормативам. А уж в пределах этих норм предприятие может значительно завышать реальный уровень расходов:
- за счет раздувания штатов, фондов заработной платы и премий,
- за счет завышения потерь производимой продукции при полном отсутствии желания их снизить (а зачем, если они и так укладываются в существующие, достаточно широкие нормативы?),
- за счет завышения затрат на услуги, оказываемые третьими лицами (особо любимый пункт – банковские услуги),
- за счет завышения других материальных затрат – особенно на закупку топлива, в первую очередь газа,
- за счет манипуляций с цифрами выпуска продукции (при отсутствии приборов учета у большинства потребителей и сопротивлении устранению такого положения),
- а также за счет других, маленьких и больших "хитростей", позволяющих "выбить" у НКРЭКУ максимально возможный уровень тарифа.
Примерно то же самое происходит с тарифами на оказание услуг по содержанию домов и придомовой территории (т.н. "квартплата"), с той лишь разницей, что здесь тарифы напрямую утверждаются местными органами власти.
При этом крайним оказывается потребитель, а в случае, если тому положена льгота или субсидия, все эти "хитрости" оплачивает также и государство.
Учитывая тот факт, что большинство крупных предприятий жилищно-коммунального сектора являются местными коммунальными предприятиями, находящимися в сфере управления местной власти (в первую очередь – городских советов), то основную ответственность за вышеописанные издержки несут последние.
Крайне нетерпимой является ситуация, когда потребитель (напрямую) и государство (через систему возмещения по льготам и субсидиям) вынуждены оплачивать чью-то бесхозяйственность и нежелание оптимизировать свои затраты. Но вдвойне недопустимым становятся факты, когда "излишки" выкачанных таким образом из наших карманов средств перечисляются на фирмы-однодневки с целью дальнейшего обналичивания и обогащения вполне конкретного круга лиц.
К сожалению, в Харькове ситуация с тарифами на жилищно-коммунальные услуги (большая их часть предоставляется триадой городских коммунальных предприятий – "Харьковскими тепловыми сетями", "Харьковводоканалом" и "Жилкомсервисом") выглядит не самым благополучным образом даже на вышеописанном фоне.
Во-первых, полное отсутствие прозрачности в формировании тарифов и деятельности указанных предприятий. Представители общественности и даже депутаты горсовета годами не могут получить элементарную информацию об их деятельности и финансовых результатах.
Во-вторых, сознательное и многократное завышение объемов предоставляемых гражданам услуг при полном нежелании вести их учет. Особое внимание обращают установленные в городе Харькове нормы потребления питьевой воды - 11 100 (одиннадцать тысяч сто!) литров на человека в месяц (включая немощных стариков и грудных младенцев). Для сравнения – в городе Киеве, где и население "побогаче", и снабжение получше, эта норма (на мой взгляд, также завышенная) составляет 9000 л, в Днепропетровске – 9980 л, в Донецке (до оккупации) – 8000 л, в целом ряде областных центров она не превышает 7000 л на 1 человека. По этому показателю (нормам водопотребления) город Харьков оказался среди лидеров в Украине, но это весьма сомнительное лидерство. Что интересно, нынешний городской голова Г.А. Кернес за последние несколько лет неоднократно заявлял о необоснованности этих норм и … ничего не делал для их отмены.
В-третьих, и это самое главное. В ноябре 2014 года, когда одно из коммунальных предприятий пыталось спровоцировать реальный коллапс с водоснабжением в городе Харькове, я, находясь на тот момент в должности Председателя Харьковской облгосадминистрации, инициировал прокурорскую проверку коммунальных предприятий города: КП "Харьковводоканал", КП "Харьковские тепловые сети", КП "Жилкомсервис". На каждом из этих предприятий правоохранители с ходу смогли зафиксировать факты нецелевых перечислений средств на десятки миллионов гривен субъектам хозяйственной деятельности, имеющим признаки фиктивности, были открыты уголовные производства. С какого-то момента руководители этих предприятий (не без благословения, как я думаю, руководства горсовета, которому они подчиняются) стали блокировать расследования, отказывая прокуратуре и милиции в доступе к своим документам. Что удивительно – это откровенно незаконное противодействие расследованию нашло "понимание" у некоторых харьковских судов и судей, которые – неслыханный случай! – отклонили свыше 50 ходатайств органов следствия о доступе к документации этих предприятий. И после всего случившегося, имея такие огромные нецелевые траты, данные коммунальные предприятия имеют наглость делать новые расчеты и просить утвердить им новые, повышенные тарифы. Интересно, по какому разделу в структуре этих тарифов проходят эти траты? Иными словами, за повышенные, в некоторых случаях выходящие за рамки разумного тарифы харьковчане должны "благодарить" не Правительство Украины и ее Президента, а руководителей конкретных коммунальных предприятий. Равно как и органы, которые ими управляют – Харьковский горсовет и его исполком. А также и определенных представителей харьковского судейского корпуса.
Я думаю, что сегодня в городе Харькове столь резкого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги можно было бы избежать. Но для этого городская власть должна была бы не декларативно, а на деле работать для Харькова и всех харьковчан.
Необходимо, в первую очередь, обеспечить прозрачность финансовой деятельности коммунальных предприятий – путем публикации финансовых отчетов этих структур, предоставления по первому требованию депутатам, представителям общественности детальных расчетов и обоснований существующих тарифов. В конце концов, эти предприятия являются собственностью территориальной громады – какие еще "тайны мадридского двора" могут быть у них от своих собственников?
Также нужно провести публичный аудит деятельности основных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, на предмет достоверности их расчетов и отчетности, наличия неправомерных или завышенных затрат, обоснованности сформированных в Харькове норм потребления их услуг.
Обязательно надо пересмотреть сформировавшиеся отношения между поставщиками и потребителями, которые в жилищно-коммунальной сфере Харькова носят неравноправный по отношению к гражданам характер и очень сильно отличаются от того, что установлено действующим законодательством.
Многое из вышесказанного будет невозможно без существенного обновления судов города Харькова, где многие судьи, к сожалению, вместо позиции служения закону, беспристрастности и объективности, более склонны к обслуживанию интересов коммунальных монополий и их управителей.
Хочу отметить, что всего несколько дней назад на заседании Кабинета Министров Украины были задержаны Начальник Государственной службы по чрезвычайным ситуациям г-н Бочковский и его заместитель, обвиненные в растрате и хищении государственных средств в особо крупных размерах. Но то, что сделали они (при условии, что суд докажет выдвинутые обвинения), куда менее цинично, чем то, что каждодневно и непрерывно совершается нынешним руководством города Харькова и его коммунальных предприятий. Сколько можно делать хорошее выражение лица и рассказывать о "достижениях", когда на фоне этого происходит ежедневный грабеж каждого харьковчанина? Я думаю, что пора всему этому положить конец, и решающее слово в этом должно принадлежать именно жителям города.
Считаю, что патриотическая общественность Харькова достаточно проявила себя в последний год и в борьбе с местным сепаратизмом, и в оказании помощи вынужденным переселенцам, а также нашим воинам в зоне АТО. Мы видим, что у нас есть достаточно активных граждан, имеющих четкую позицию, направленную на защиту интересов страны, бескомпромиссных в этой части при работе с различными органами власти. Уверен, что эти люди и созданные ими организации способны осуществить общественный, гражданский контроль работы тех предприятий, которые являются нашей общей собственностью и оказывают услуги нам – жителям этого города.
Продолжение следует…