Прежде всего потому, что эксперты недостаточно подготовлены, чтобы профессионально оценивать учебники. Убедиться в этом можно, просмотрев последние решения апелляционных комиссий конкурсов.
В отборе учебников для 3 класса апелляционная комиссия удовлетворила все девять жалоб участников на непрофессиональные экспертные выводы! К слову, удовлетворила и аргументированную жалобу на решение конкурсной комиссии отклонить учебник «Украинский язык и чтение» (авторы Е.И. Пономарева, Л.А. Гаевая, А.Я. Савченко). Эта учебная книга впоследствии при выборе учебников учителями получила самый высокий показатель заказов - более 154 тысяч экземпляров. Треть всех третьеклассников будут учиться украинскому языку и чтению именно по этому учебнику, который эксперты откровенно «валили» в своих выводах.
Высок показатель удовлетворенных апелляций и в экспертизе учебников 7 класса: из восьми жалоб участников конкурса апелляционная комиссия поддержала шесть.
Вывод из этой ситуации лежит на поверхности: не только тщательно отбирать кандидатов, обучать их профессионально оценивать проекты учебников, но и сертифицировать экспертов. Однако именно это пока не сделано.
Принцип формирования экспертных групп не изменился. Кандидатов в эксперты Украинский институт развития образования, выполняющий в конкурсе учебников для 4 класса функции экспертного учреждения, набирает по объявлениям. В мае 2020-го предложения УИРО принять участие в формировании креативной команды специалистов для экспертизы учебников «Новой украинской школы» получили и в учреждениях Национальной академии наук Украины, и в областных и районных департаментах образования.
Кого же в УИРО видят будущими экспертами? Это, прежде всего, школьные учителя, учителя-методисты, научно-педагогические работники высших учебных заведений, ученые НАНУ и НАПНУ. Чтобы стать экспертом начального звена образования, кандидату необходимо отправить анкету с персональными данными и информацией о должности в учреждении общего образования или отделе управления образованием, уровне владения украинским и иностранным языками, а также мотивационное письмо и копии документов об образовании, сертификатов о стажировке и повышении квалификации и тому подобное.
Но, несмотря на очевидную легкость процедуры «записи в эксперты», количество желающих оценивать учебники пока недостаточно. Возможно, именно поэтому конечный срок подачи заявок УИРО перенес уже дважды: сначала с конца июня на 20 августа, а недавно - на 20 сентября. Соответственно, только в конце первого месяца осени начнется обучение кандидатов в эксперты. В связи с карантинными ограничениями тренинги планируют провести в дистанционном режиме.
Возможно также, что кандидатов в эксперты отпугивает слишком большой объем работы, выполнить которую придется в сжатые сроки. Ранее эксперту давали месяц, чтобы и 3-5 учебников оценить, и просмотреть конкурсные проекты других авторов. А это, заметьте, не менее 600 страниц текста, которые следует тщательно проанализировать в свободное от основной работы время, ведь экспертов набирают из работников-совместителей. Так вот, в предыдущем конкурсе для такой работы было мало и месяца, из-за чего страдало прежде всего качество оценки. Теперь же на саму экспертизу школьных учебников отвели неполных три недели.
И еще одна особенность нового конкурса - внедрение автоматического модуля «Экспертиза». Его презентацию экспертное учреждение также перенесло на последнюю декаду сентября. Электронная разработка партнеров УИРО - Финского проекта поддержки украинского образования «Учимся вместе» - должна была полностью автоматизировать процессы предоставления проектов учебников, шифрование и дешифрование, распределение между экспертами, подсчет баллов и рейтингов. Замысел неплохой. Однако «Экспертиза» пока будет действовать в опытной эксплуатации, поэтому все конкурсные процедуры будут дублироваться с использованием бумажных носителей. А значит, ручной режим определения учебников, которые окажутся в учебном процессе, не отключен. Несколько экспертов, зависимых от организатора конкурса, сохраняют возможность запрещать одни проекты учебников и проталкивать в школы другие, фактически распределяя финансирование по государственной программе закупки учебников. А это уже история не о качестве учебного контента, а о коррупции.
К слову, эксперты школьных учебников уже второй год остаются неизвестными не только для участников конкурса, но и для общественности. Когда учебник появляется на свет, известно, кто его написал, кто напечатал и даже какой учитель проголосовал, чтобы эта книга попала на школьную парту. А кто его оценивал? Кто из экспертов отвечает за качество оценки учебников - неизвестно. Как и то, чьи экспертные выводы забраковала апелляционная комиссия на конкурсе учебной литературы для 3-го и 7-го классов. Эти неизвестные эксперты не получили «волчьего билета» и не отстранены от проведения новых экспертиз. А это следовало сделать в первую очередь.