О чем это я? Да все очень просто. Учеба в школе не дает мотиваций и перспектив на студенческое будущее, а наличие студенческого билета не гарантирует в дальнейшей жизни ровным счетом ничего. Ни профессии, ни работы, ни перспектив. Даже жениться или выходить замуж становится не модным и бесперспективным занятием, т.к., молодожены с самого начала обречены государством на выживание. Никаких реальных программ по молодежному строительству или кредитованию молодых семей, никаких осязаемых планов и реальных подвижек с первым рабочим местом. Словом, «уехать нельзя остаться». Вот и думает наше подрастающее поколение, куда поставить запятую…
Но, давайте обо всем по порядку.
Любое цивилизованное государство своими главными инвестициями считает капиталовложение в здоровье детей, интеллектуальное развитие молодежи и высокий образовательный уровень, востребованный собственной экономикой. Все эти аспекты объединены единой системой государственной поддержки и государственного регулирования. Доктрина «здоровые дети – образованная нация» является на сегодняшний день своеобразным европейским трендом. Что же касается наиболее способных и талантливых представителей молодежи, то в Европе (да и в США) делают все возможное, чтобы поощрить и мотивировать их, дать возможность раскрыть свои способности. Для этого стараются предоставить стипендию, работу, приличный заработок и мощную социальную поддержку. Главная задача, чтобы талантливая молодежь не уезжала из страны. Вот в такой системе координат развивается сегодня Западная цивилизация, основанная на модели высокого образовательного уровня в сочетании со стремлением развивать собственную страну. Школы, колледжи, Университеты - все направлено на подготовку здорового и образованного поколения. К примеру, спортивные кафедры Американских Университетов живут как у Бога за пазухой, как будто в ином мире. Зарплаты тренеров исчисляются сотнями тысяч. А в Финляндии, например, полная свобода творческого выбора методики преподавания.
В общем, система подачи информации, спортивные мероприятия, общественная деятельность, стремление правильно вести себя в социуме - весь этот комплекс изначально заложен в обучение и прекрасно реализуется при поддержке государства и неправительственных Фондов.
А что же у нас? Правильно, все с точностью до наоборот…
Украина в сфере образования и здравоохранения застряла между «загнивающим» социализмом и «чуждым» нам капитализмом. Как говорят в Одессе, между тут и там… Ясли, детские садики и школы остались в прошлом, но без надлежащего финансирования, а техникумы и ВУЗы перешли на рельсы коммерции, при этом не заморачиваясь основными своими функциями - готовить кадровый потенциал для собственного государства. Бывают, конечно, исключения. Но в целом картина такова. Лишь несколько наших ВУЗов входят в список 500 лучших мировых Университетов. А остальные несколько сотен (!!!) учебных учреждений на грани выживания.
Более того, даже школьная программа знаний не подразумевает мотивационную составляющую для получения этих самых знаний. Все система построена на отчетности, очковтирательстве и коррупции. Спортивные секции, клубы детского творчества и другие внешкольные программы влачат жалкое существование. Количество коммерческих ВУЗов и т.н. Университетов превышает все возможные показатели. Один пример. Количество Университетов (государственных и частных) в Украине больше, нежели во Франции, Германии и Чехии вместе взятых (!!!). Представляете качество образования и «конкурентную» среду? Многие институты превратились в корпорации, расширяются управленческие структуры. Руководство все больше думает о прибыли, нежели о качестве образования. И потому, профессорско-преподавательский состав теряет былой статус.
А перекос специальностей? Количество юристов, бухгалтеров и менеджеров зашкаливает, а квалифицированных инженеров-практиков, связистов и энергетиков не хватает. Рабочие специальности вообще оказались «на обочине», а система ПТУ разваливается и деградирует на глазах. И все это безумство и расточительство замешаны на тотальной внутривидовой коррупции и игнорировании государством своей основной роли в этой отрасли. Диплом стал стоить дороже знаний, а уровень фактического образования падает из года в год. Парадокс заключается еще и в том, что те, кто хотят учиться (а не просто получать зачеты), планируют уезжать из страны в поисках лучшей жизни, перспективы и…работы. Статистика в этом плане ужасающая. Более 75% (!!!) молодежи задумываются о продолжении карьеры за рубежом. Причем уезжают или стремятся выехать не только представители IT-индустрии, но и более земных специальностей. А те, кто остаются, пополняют ряды безработных или работают не по полученной специальности. Тем самым, окончательно нивелируя потраченные годы и полученный диплом.
Необходимо на уровне правительства полностью пересматривать основные показатели данной отрасли и коренным образом модернизировать всю систему образования. Опыт наших западных партнеров, в частности Польши, Литвы и Чехии был бы для нас полезен. Уже сегодня очевидно, что попытка доморощенной реформы образования провалена, а ЗНО никоим образом не повлияла на общий уровень коррупции и мздоимства в этой сфере. Да и конкурентной среды в ВУЗах не просматривается, за редким исключением.
Что касается физического здоровья и интеллектуального развития целого поколения, то масштабы подростковых заболеваний, слабого физического развития и низкого интеллектуального уровня представляют угрозу национальной безопасности и обороноспособности страны. Старшеклассники в своем большинстве не то, что не готовы к службе в армии, многие юноши трех раз подтянуться на перекладине не могут. У половины проблемы с позвоночником (от многочасовых сидений в инете), нарушение обмена веществ и хронические недуги желудочно-кишечного тракта. И это в возрасте 12-16 лет. Катастрофа. Поколение конца 90-х – 2000-х можно будет считать потерянным поколением, если в кратчайшие сроки не предпринять на государственном уровне кардинальных мер по физическому и образовательному оздоровлению нации.
И в заключении. Государство, в котором отсутствует стратегия развития молодежи с точки зрения физического здоровья, образования и интеллекта, обречено на тотальную социальную стагнацию. Представители нынешней молодежи, рожденные в современной Украине, не смогут стать по-настоящему патриотами, если не почувствуют, что государство повернулось к ним лицом. Патриотизм с молоком матери не впитывается. Патриотизм воспитывается и является адекватной реакцией на действия государства в отношении своих граждан.
А потому, я очень надеюсь, что нынешняя молодежь сможет стать связующим мостиком между нашим прошлым и будущим. Крепкой опорой и надежным партнером государства.
Тогда и можно будет говорить о том, что мы сохранили еще одно поколение…