ГлавнаяБлогиБлог Андрея Довбенко

Не плавать в облаках: чем выгодны и опасны облачные сервисы

По грубым подсчетам, примерно каждый третий читатель этого текста пользуется облачными сервисами. Ваш смартфон наверняка синхронизирует контакты и фотографии с онлайн-аккаунтом, вы скидываете коллегам ссылки на файлообменники или используете в бизнесе онлайн CRM-системы. Огромное количество персональной и рабочей информации хранится на «облаке», поэтому важно понимать все плюсы и минусы работы с такими сервисами.

Фото: Depositphotos/shock

Плюсы

Основное удобство в работе с облачными сервисами — быстрый доступ к информации с любого устройства, подключенного к интернету. Смена телефона уже давно не грозит долгим и мучительным восстановлением контактов и фотографий. Стоит лишь синхронизовать новое устройство со своим аккаунтом и все фотографии, видео, записки снова под рукой. Аврал на работе больше не значит, что нужно сидеть до ночи в офисе. Войдите в рабочий онлайн-кабинет с домашнего компьютера и работайте на здоровье. Теперь вы не привязаны к конкретному устройству или офису, что обеспечивает мобильность, без которой в современном мире не обойтись.

Бизнес часто выбирает облачные сервисы, потому что они гораздо дешевле, чем специальные разработки внутри компании или по заказу. Вместо того, чтобы самому изобретать велосипед, проще воспользоваться готовым решением, которое можно настроить под свои нужды.

Бесплатные и, в особенности, платные облачные сервисы открывают огромные возможности для хранения данных, которых с каждым днем становится все больше. Домашнюю библиотеку проще перевозить, если она собрана в компактной электронной книге с облачным хранилищем. Подборку любимых фильмов лучше держать в «облаке», чем на DVD или жестком диске. Целые рабочие проекты хранят в менеджерских программах типа Trello и Worksection.

Важно и то, что сервера с вашей информацией с большой долей вероятности находятся в другой стране, что в некоторых случаях может здорово помочь. Например, по словам технического директора «Лиги», когда Украину накрыл вирус Petya, компания не пострадала, потому что пользуется и хранит всю информацию на облачных сервисах.

Безусловно, случится может всякое. Например, в 2015 году молния четыре раза подряд ударила в электростанцию неподалеку от дата-центра Google. Часть пользователей временно утратила доступ к данным, но благодаря отлаженной системе резервных копий, их удалось восстановить. Четырьмя годами ранее с подобной проблемой столкнулся облачный сервис Amazon. Тогда часть данных пользователей не подлежали восстановлению.

Минусы

Вот мы и подобрались к минусам работы с облачными сервисами. Почти все они сводятся к вопросу кибербезопасности. Общественная организация Cyber Security Alliance ежегодно публикует отчет о проблемах облачных сервисов. За последние четыре года в них особо ничего не меняется.

Нужно понимать, что «облако» это условное название — все равно где-то в мире стоят физические сервера, на которых хранится ваша информация. Как мы помним, в них может ударить молния, случится паводок, землетрясение или еще какая природная или техногенная катастрофа. Большие компании, наученные горьким опытом, делают копии данных на нескольких серверах, расположенных максимально далеко друг от друга. Это очень дорого, поэтому позволить себе такую роскошь могут только технологические гиганты, а компании поменьше ограничиваются копией файлов в том же помещении. Стоит очень внимательно изучать условия предоставления услуги, в особенности пункт back up.

При этом не рекомендую в вопросах безопасности полагаться только на провайдера услуг. Конечно, Google или IBM делают многое для защиты пользовательских данных, но это не значит, что вы можете продолжать использовать пароль qwerty на всех аккаунтах. В случае с «облаком» ответственность за безопасность данных приблизительно поровну распределяется между сервисом и клиентом.

Например, было бы неплохо все-таки читать Terms & Agreements прежде, чем ставить галочку «Я согласен». Особенно это касается корпоративных аккаунтов. Тут лучше привлечь специалиста по кибербезопасности и других IT-специалистов, чтобы верно оценить, подходит ли вам выбранный сервис и насколько он уязвим.

Не менее важно контролировать доступ к данным внутри компании. Как показывает практика, слить важные или конфиденциальные данные можно и без вражеского шпиона в штате, а по неосторожности. К примеру, часто наиболее защищенными делают аккаунты топ-менеджеров и других сотрудников, имеющих прямой доступ к секретной информации. Но злоумышленники могут взломать аккаунт офис-менеджера и уже через него проникнуть глубже в систему.

Как и любая технология, облачные сервисы несут одновременно и удобство, и риски. Но ведь если есть риск упасть с дерева, это не повод не собирать урожай?

Андрей Довбенко Андрей Довбенко , Юрист, венчурный инвестор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram