В этом контексте мне легко говорить о том, что надо делать, например, с налогами. Если повышать налоги в условиях конъюнктурного спада бизнес-цикла, как это сделал КМУ, то это грубая ошибка. Потому что в таких случаях налоги снижают, чтобы стимулировать экономику. И при структурном замедлении надо также понижать налоги, хотя Кабмин А. Яценюка поступил с точностью до наоборот. В то же время нам сейчас чрезвычайно важно добиться макроэкономической сбалансированности для экономической стабилизации. Без этого все усилия будут напрасны. И здесь, на мой взгляд, надо начинать не с налогов, как поступил КМУ, а - с расходов. У нас слишком много неэффективных государственных расходов. Бюджет-2015 просто перекошен, и не может стимулировать малый и средний бизнес. Нарушена сбалансированность и местных бюджетов, за что в конце-концов будет отвечать Киев.
Вот почему, наблюдая за развитием событий, не трудно понять, что у нас и дальше будут иссякать золотовалютные резервы, импорт – дорожать, гривна – обесцениваться, зарплаты – уменьшаться. Действия и заявления властей не свидетельствуют об ответственном понимании сложившейся ситуации, а политическая система в стране и ее кадровое наполнение по большому счету являются главным препятствием на пути разрешения назревших, не терпящих отлагательств, проблем: резко обострившихся – старых, и новых, – связанных с АТО на востоке страны.
Национальная элита в ее нынешнем виде в принципе не способна справиться с кризисом, тем более вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие внутренних дисбалансов, а в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих у нас финансово-промышленных групп. Похоже, что и власти сейчас переходят от наступления к обороне. Единой антикризисной политики, разработанной финансово-экономическим блоком правительства, по-прежнему нет.
Наконец, мы никак не можем получить очередной транш кредита от МВФ. Более того, есть опасность впасть в такую истерику, когда придется просто взять деньги в НБУ, которые он должен будет «нарисовать». И, вроде бы, снова удастся выйти из тяжелейшей ситуации. Однако, откровенно говоря, боюсь, что такое решение окончательно подорвет доверие к гривне.
И что будет с экономикой хотя бы через полгода, никто не представляет, но именно поэтому политические лидеры (в отличие от предыдущих лет) уже поняли: лишняя госсобственность — это проблема. Об этом же говорили в Верховной Раде 16 января во время заслушивания Кабмина А. Яценюка. Поэтому, думаю, уже в этом году для власти должна стать важным шагом - массовая передача земли в частную собственность, а также разгосударствление многих крупных предприятий.
В свете последних событий давайте также без эмоций предположим, что Россия, выдвинувшаяся к Черному морю, и Россия, выдвинувшаяся к югу Европы, объединив свои огромные экономические и сырьевые запасы с аграрным и промышленным потенциалом Украины, - это собственно говоря, и есть СССР, по крайней мере, до начала сороковых годов. Причем, с потенциалом на дальнейшую геополитическую экспансию.
В этой связи меня часто спрашивают: «А можно ли уйти как можно дальше от России?» Конечно, нет. Ведь это не лошадь, на которую можно сесть и ускакать, куда-то далеко-далеко. Нет. Россия никуда не денется. Она, как существовала рядом с Украиной, так и будет существовать; как влияла на нашу политику и экономику – так и будет влиять. Это реальность, и она на много серьезнее, чем наши эмоциональные всплески. Поэтому Россию, как оппонента надо бить логикой, лишенной эмоций. А главное – самим добиваться результатов не на словах, а на деле.
Вот почему наши политические лидеры в текущих условиях должны дать людям и западным партнерам стратегические задачи развития гражданского общества, экономики и рынков Украины. Теперь по соседству с Россией без этого двигаться и эффективно развиваться просто нельзя. Лидеры парламентских партий, дайте стратегические цели! Обществу нужны идеи для сцепки, для объединения. Идеологии могут быть разные и хорошие, а где цели, в том числе социально-экономические, которые уже в новых условиях будут мобилизовывать наши жизненные и финансовые ресурсы.