Вот почему Нацбанк должен обеспечивать украинскую экономику кредитными ресурсами и управлять инфляцией. Тем более, что в нынешней ситуации экономическая стабилизация наступит только тогда, когда государство научится регулировать процентные ставки. А пока, к сожалению, у нас денежно-кредитная политика ведется по либеральным монетаристским рецептам. До сих пор наши финансовые власти боялись давать деньги в экономику. Почему? Да потому, что всегда привязывали денежную эмиссию к покупке иностранной валюты. Поэтому доступ к деньгам у нас лежал и лежит через заграницу. Либо нужно что-то экспортировать, чтобы напечатать дополнительную эмиссию для экономики, либо привлекать иностранные кредиты и инвестиции. В это же время огромная часть внутреннеориентированной экономики, включая наукоемкую промышленность – «сидит на мели». У них нет доступа к длинным кредитам, а короткие деньги не позволяют реализовывать инвестиционные программы. Вот над чем надо серьезно задуматься новому главе НБУ.
Поэтому постараемся сами разобраться, к чему нам готовиться и будет ли Нацбанк продолжать пытаться управлять ожиданиями? Итак, всем известно, что основная задача Нацбанка – это борьба с инфляцией. Выходит, новому руководству НБУ, если начинать укреплять гривну, то в невыгодном положении окажутся украинские производители-экспортеры. А промышленное лобби у нас мощное, умеет оно доносить свои идеи до финансовых властей. Значит, логично будет ожидать продолжения легкого ослабления нашей национальной валюты. Причем, ослабление гривны будет в предсказуемых пределах, курс станет более рыночным и плавающим. Допускаю, что новое руководство НБУ может в какой-то момент выставить такой курс гривны (в краткосрочной перспективе), какой посчитает нужным. Однако, в этой связи потом говорить, что Нацбанк играет на этом рынке, надеюсь, нам не придется. Уж больно показателен пример «попередников-арбузовцев». НБУ, наоборот, вынужден будет всё делать для того, чтобы движение нацвалюты в нужном направлении было не избыточно большим, а с другой стороны не настолько корректировалось, чтобы не навредить экономике в целом. Прежде всего, не навредить исполнению госбюджета, который и так всем ясно – дефицитный. А соответственно и те макроэкономические показатели, которые касаются объема денежной массы, должны соответствовать параметрам текущего и 2015 годов.
К слову, оценки экспертов Института развития экономики Украины показывают, что уже многие годы имеет место систематическое занижение уровня инфляции, т.е. мы могли наблюдать за искусством статистики. В этой связи напомню слова известного классика, который говорил, что есть три вида лжи. Обычная ложь, потом злонамеренная ложь и, наконец, статистика. Так что при помощи статистических манипуляций можно достаточно гибко варьировать и инфляцией и индексом потребительских цен. Поэтому ощущение роста цен у нашего населения всегда выше, чем данные официальной статистики. И говорить о том, какая инфляция будет к концу 2014 года пока рано. Правда, и само государство провоцирует инфляцию. Например, глядя на проекты повышения тарифов на газ, электроэнергию и тепло, то они даже превышают прогнозные темпы инфляции. А, как известно, рост цен идет вслед за ростом тарифов на услуги естественных монополий, т.к. они всепроникающие. В свою очередь завышенные темпы роста тарифов на услуги естественных монополий быстро поднимают общий инфляционный фон. И его не сбить никакими методами по ограничению спроса, например, повышением платы за кредит.
В принципе, картина вырисовывается абсурдная. Ликвидность в банковской системе есть, но деньги только короткие и дорогие. Воспользоваться ими для удержания инфляции и модернизации предприятий практически нельзя. И это наша основная беда в экономике страны, которая появилась еще в 90-е годы прошлого столетия. Сможет ли новая глава НБУ эффективно использовать инструменты денежно-кредитной политики для целей развития реального сектора экономики? Это - главное, а не стерилизация денежной массы. И сможет ли она отказаться от либеральной философии в украинской экономике, что, дескать, ничего делать не нужно: всё выстроит рынок, всё решат деньги и всё само собой придет в состояние равновесия. Но как мы уже многие годы видим, это не имеет ничего общего с нашей экономической реальностью. Наоборот, последние события заставляют нас усиливать как государственную волю, так и волю Национального Банка, а также персональную ответственность чиновников. Ведь осуществлять государственное регулирование и внедрять политику развития куда сложнее, чем красиво говорить на телевидении.