ГлавнаяКультура

Музыкальное меню: 22 – 28 декабря

От редакции: Критик и музыковед Любовь Морозова продолжает анонсировать самые интересные события в сфере академической музыки - теперь как в Киеве, так и в регионах.

EM-VISIA-school

Когда: 22 декабря, 19:00

Где: Kontrapunkt на Ильинской, 16

Фото: Елена Тимченко

Этот сателлит крупнейшего проекта электроакустической, экспериментальной электронной музыки и медиа-арта EM-VISIA в силу его регулярности можно назвать традиционным. EM-VISIA-school вновь приглашает в студенческую лабораторию – место первых экспериментов композиторов в области электроники. Поскольку стартовой точкой для всех них является академическая традиция, эти опыты будут особенно интересны как раз слушателю без профессионального музыкального образования – логика развития, путь творческой мысли в данном случае кардинально отличается от электронщика. В этот раз будет, к примеру, пьеса Олеси Галас «Spirit of the flying», посвященная состоянию полётности – её каждый ощутит на уровне телесных импульсов. Юрий Булка в композиции «Please wait...» усадит слушателя за воображаемый монитор, на котором зависло предложение подождать (при длительной загрузке программы, например), и перед глазами – одна лишь эта фраза с троеточием и отсчёт процентов. Только всё это будет происходить в музыке.

Помимо студенчества в проекте задействована и «профессура». Хорватский автор Борис Якопович сочинил опус Navi affondati (утонувшие корабли) как эпитафию бывшим и будущим жертвам моря в поисках лучшей жизни, а организатор и идейный вдохновитель всего киевского студенчества Алла Загайкевич покажет свою работу «Друже Лі Бо…», посвящённую Олегу Лышеге.

Кирилл Звегинцов с концертом музыки Оливье Мессиана

Когда: 24 декабря, 18:30

Где: Харьковский институт искусств имени Ивана Котляревского

Кирилл Звегинцов
Фото: Любовь Морозова
Кирилл Звегинцов

Феноменальный украинский пианист, осевший в Швейцарии, давно хотел исполнить знаменитый цикл Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» на родине. Хочется верить, что он доберётся и до Киева, но пока повезло харьковчанам. Кирилл Звегинцов – победитель конкурсов «Les virtuoses du futur» (Швейцария, 2007), «Kiefer Hablitzel» (Швейцария, 2008), CCC Toronto Piano Competition (Канада, 2011), выпускник Школы музыки в Базеле и Высшей школы искусств в Берне. Впрочем, любим мы его не только за это. Кирилл просто здорово исполняет современную музыку, легко и с напором. Его интерпретации порой с ног на голову переворачивают представление о том или ином произведении, но говорят о крайней увлечённости материалом.

Очень здорово, что это произведение прозвучит именно накануне Рождества, потому как каждая часть цикла – медитация на ту или иную богословскую тему: «Взгляд Отца», «Взгляд Звезды», «Взгляд Духа радости», «Взгляд пророков, пастухов и волхвов» и т.п. Мессиан уточнял, что в период написания цикла на него повлияли тексты святых Фомы Аквинского, Иоанна Креста и Терезы из Лизье. Так что если вы хотите лучше понять музыку знаменитого француза, почитайте накануне эти душеспасительные книги.

Концерт к 90-летию Пьера Булеза

Когда: 26 декабря, 20:00

Где: Центр Довженко

Фото: Ухо

Последнему из могикан, легендарному композитору и дирижёру Пьеру Булезу в этом году стукнуло 90 лет. Помимо феноменального мастерства он прославился ещё и крайне эксцентричными высказывания. Автор концепции «тотального сериализма», Булез заявлял, что композиторы, не сочиняющие в серийной технике, «совершенно бесполезны», предлагал взорвать оперные театры, называя это «самым элегантным решением» и утверждал, что композитор не должен искать контакта со слушателем. «К контакту стремятся проститутки, у них это происходит каждый вечер», - заявил он в одном из юбилейных интервью по случаю 70-летия.

Тем не менее, его вклад в историю новой музыки сложно переоценить. Булез организовал и до 1992 года руководил Институтом музыкальных и акустических исследований IRCAM, а также Ensemble InterContemporain при нём. Девятичастный вокально-инструментальный цикл «Молоток без мастера» стал хрестоматийной для новой музыки партитурой, а он сам в качестве дирижёра сделал эталонные записи творчества композиторов XX века и Рихарда Вагнера.

«Ухо-ансамблю» и его дирижёру Луиджи Гаджеро предстоит непростое задание познакомить киевского слушателя с восьмиминутной «Dérive 1» и 45-минутной «Dérive 2» –  чертовски сложной для исполнения партитурой. Умереть и воскреснуть музыкантам придётся в любом случае для того, чтобы исполнить во втором отделении три новых партитуры-оммажа: Алексея Ретинского, Остапа Мануляка и Игоря Завгороднего.

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram