Мустафа - украинское имя

С точки зрения сегодняшнего определения политической нации, нам, представителям различных национальностей, наконец-то необходимо понять- не только тот украинец, у кого предки украинцы. А тот, у кого потомки украинцы. Поддержав Мустафу Джемилева и проукраинскость крымских татар сегодня, мы заложим крепкие основы для возврата Крыма.

Фото: Макс Левин

Если бы полтора года назад в кругу националистически-настроенной молодёжи где-нибудь в львовской кофейне кто-то предсказал, что лозунг УПА «Слава Україні! Героям Слава!», будет поднят на флаги будущей украинской Революции, в том числе и представителями крымско-татарского народа, то такому вещуну никто бы не поверил.

Цели, за которые миллионы людей стояли на площадях страны во время Евромайдана и Революции Достоинства, были разнообразны- цивилизационные вопросы самоопределения в семье европейских наций, демократизация общества, разрушение криминально-олигархической системы, подменившей собой государство, и воссоздание самого государства, как набора инструментов, создающих условия для социально-экономического развития Украины. Часть поставленных Майданом целей будет достигнута в будущем, часть претерпит существенные изменения и будет реализована в виде, отличном от первоначальных представлениях о них, часть неизбежно будет провалена из-за ошибок власти, фактора времени, фактора масштаба страны, и фактора, учитывающего сопротивление реформам сформированной ранее коррупционно-бюрократической системой. Но у Майдана есть достижения и победы, плоды которых мы можем видеть уже сейчас. Среди них- открытие Украиной крымско-татарского народа.

Факт активной поддержки крымскими татарами Майдана мог выглядеть неожиданным лишь для тех, кто был поверхностно знаком с деятельностью Меджлиса и политическими традициями его лидеров. Главное политическое движение крымских татар неизменно поддерживает украинские парламентские партии демократической направленности. Мустафа Джемилев, многолетний лидер крымско-татарского народа, более 16 лет работает в ВРУ, проходя туда по спискам партий «Народний Рух», «Наша Україна» и «Батьківщина». Поэтому активное участие коренного народа Крыма в Мэйдане (так звучит это слово по-татарски), и особенно позиция народа во время оккупации полуострова Россией лишь подтвердило- крымские татары- неотъемлемая часть украинской политической нации.

В чём секрет «проукраинскости» крымских татар? Украинцы и татары за последние 800 лет, в различные исторические периоды, становились и жестокими противниками, и временными союзниками, и мирными соседями. Но особенно нации сблизились после начала Второй мировой войны. Гитлеровская Германия принесла на все захваченные Рейхом территории страх, ненависть и смерть. Представители различных национальностей, различных конфессиональных групп и вероисповеданий сплотились перед угрозой всеобщего истребления человеконенавистническим режимом. Существует множество фактов, свидетельствующих о том, как украинцы спасали от преследований евреев, а крымские татары спасали местных ромов, русских, украинцев. Такое долгожданное советское освобождение не принесло для наших народов радость и облегчение. Десятки тысяч украинцев были отправлены на фронт в качестве «пушечного мяса» «искупить свою вину перед Родиной» за пребывание на оккупированных территориях. Сотни тысяч украинцев, вставших под знамёна УПА на борьбу с новыми поработителями, были уничтожены, а выжившие отправились в сталинские лагеря. Судьба крымских татар, которые полностью, без остатка и исключений, были объявлены Сталиным «врагами народа» и депортированы в Узбекистан и Казахстан, не менее трагична. Именно там, в советских лагерях, политические узники сталинской диктатуры, украинцы и татары, снова объединились, помогая друг другу выживать.

Глубоко  трагична и судьба Мустафы Джемилева, вставшего на путь диссидентской, антисоветской деятельности ещё в 1959 году. Почти 15 лет заключения в советских тюрьмах за правозащитную деятельность и последовательное многолетнее участие в крымско-татарском национально-освободительном движении. Джемилев, всегда открыто и публично не признававший вины по сфабрикованным обвинениям, которые «шились» руками КГБ, неоднократно проводил в тюрьмах голодовки. Ему принадлежит своеобразный «рекорд» среди советских политзаключённых- 303 дня голодовки, которая вынужденно пресекалась советскими властями путём принудительного ввода заключённому глюкозы и витаминов через инъекции и зонд во избежание его смерти. Это делалось лишь по той причине, что к июню 1975 году, дате начала протестной голодовки, о диссиденте и правозащитнике Джемилеве уже знал весь цивилизованный мир. Западные радиостанции регулярно сообщали о его состоянии и обнародовали многочисленные обращения видных представителей общественности к властям о помиловании заключённого.

Каким бы я не поддавался репрессиям и преследованиям, я твёрдо могу сказать, что никто, никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет меня заставить отказаться от исполнения обязательств, возложенных честью, национальным достоинством и гражданским долгом

— Мустафа Джемилев

Джемилев в 1969 году был одним из создателей «Инициативной группы по защите прав человека в СССР», соучредителями которой были в том числе и диссиденты-украинцы (П. Григоренко, И. Габай, Л. Плющ). Пройдя через годы тяжелейших испытаний и лишений, Мустафа Джемилев не только стал полноправным и авторитетным лидером своего народа, но и вынес из этой борьбы настоящую, неподдельную дружбу, уважение к представителям других национальностей (украинцам, литовцам, латышам), которые так же жестоко преследовались советской властью. Чтобы понять, насколько велико влияние Джемилева на представителей своего народа, достаточно сказать, что и в Крыму, и в Турции, где проживает около 5 млн. человек крымско-татарской национальности, его называют Къырымоглу (Qırımoğlu)- сын Крыма.

Возвращение в Крым после развала СССР, на землю предков, не стало для татар полноценной реабилитацией за годы унижения и преследований. Своеобразный этнический состав полуострова, наполняемый с 1950-ых военными отставниками, ветеранами спецслужб, семьями партийных бюрократов, которые заняли места проживания крымских татар, не способствовал их нормальной и полноценной адаптации. Несмотря на то, что Украина стала одним из немногих государств бывшего Союза, разработавшей законодательство о правах реабилитированных народов, оно де-факто дало татарам восстановить свои права на земельные участки и недвижимость лишь в малой части. Более того, слабость государства и многолетнее игнорирование Киевом и Симферополем прав коренного народа, только подогревали конфликтную среду противостояний татар преимущественно с русским населением Крыма.

Традиционный бытовой расизм русских по отношению к татарам в Крыму удивлял и был обусловлен не столько имущественными и земельными конфликтами, сколько живучестью сталинских мифов и догм о «народе-предателе». Великодержавный русский шовинизм тлел на полуострове все 22 года украинской Независимости, вырвавшись наружу после свержения режима Януковича при поддержке вооружённых российских оккупантов. Тем удивительнее для жителей Украины стала мощная проукраинская позиция Меджлиса, который стал искать поддержки не в имперском центре, в Кремле, а в слабом, окровавленном после Революции Киеве. 300 тысяч крымских татар, конечно же, не являют собой полноценный монолит украинских патриотов. Но подавляющая часть народа, разделяя убеждения своих лидеров, Джемилева и Чубарова, сделали свой выбор- они за будущее в демократической, успешной Украине, правовом государстве, ориентированном на европейские ценности, а не за возврат в качестве угнетаемых «бедных родственников» в Россию, возрождающуюся Империю зла.

Мустафу Джемилева нельзя назвать персоной, совсем обделённой вниманием украинских властей. Его имя есть среди орденоносцев периода президентства Л. Кучмы. Какой бы ни была мотиваций тех награждений, необходимо внимательнее присмотреться к сегодняшней оценке деятельности этого политика, так последовательно, смело и решительно отстаивающего единство Украины.

Увы, необходимо признать, что после начала военной агрессии России в Крыму, новая украинская власть слишком мало говорила напрямую с крымскими татарами и её лидером. Бездеятельности центральной власти, украинской армии и спецслужб, которые не смогли ничего противопоставить аннексии полуострова, есть множество причин, в т.ч. и объективных. Тем не менее, удивляет некая отрешённость Киева, бросившего Джемилева бороться за будущее своего народа в составе Украины один на один с могущественным кремлёвским самодержцем Путиным. Джемилев в одиночку ищет союзников в Турции. В то время, когда гражданские активисты, преимущественно на Западе страны, активно принимали у себя беженцев из Крыма, украинские власти крайне медленно и неповоротливо реагировали на гуманитарную катастрофу, разворачивающуюся на полуострове. Не получив достойной поддержки на материковой Украине многие крымские татары вынужденно, вопреки своим устойчивым антипутинским убеждениям, принимают российское гражданство, чтобы сохранить за собой земельные наделы. В то время, когда Турчинов и Яценюк искали поддержки по «крымскому вопросу» в компании руководителей США и ЕС, они теряли взаимосвязь с главными носителями проукраинского духа на полуострове. Проголосованный ВРУ закон «Об оккупированных территориях» не создал предпосылок для решения проблем украинцев Крыма, а лишь зафиксировал установленный стату-кво . Создалось впечатление, что украинцам полуострова и татарам намного больше нужна Украина, чем Украине нужны лояльные граждане на оккупированных Россией территориях.

Внешний символизм награждений каких-то выдающихся личностей слишком часто  стал носить в мировой практике признак некоего выхолощенного дипломатического реверанса. Тем не менее, нельзя не отметить, что многолетние заслуги Джемилева в борьбе за свой народ и реализацию демократических ценностей, таки были отмечены. Орденом Турецкой Республики, «Наградой Солидарности» Польши, вручение которой анонсировано на июнь в присутствии президента США. То, что наша, украинская, протокольно-наградная система осталась по сути «совковой», традиционно разрождающейся указами лишь к очередным датам (День Независимости, профессиональные праздники), и упорно игнорирует необходимость отметить заслуги лидера крымско-татарского народа, проявленные в самые сложные, критические моменты украинской истории, лишь подчёркивает полнейшее отсутствие информационной работы власти с патриотически-настроенным населением. Хуже всего то, что провальная реакция на крымские события и взывающие к помощи голоса украинцев Крыма, точно также повторяется и на Востоке Украины, там, где жизненно-необходимо немедленно разворачивать мощную пропагандистскую работу с проукраинским населением. Будем откровенны, Украине крайне сложно сейчас поддержать патриотизм крымчан и дончан финансово. Но разве стране что-то сто̍ит признать многолетние заслуги Джемилева перед страной, тем самым оценить важность его национально-патриотической позиции друга украинской нации, познанной в беде?

Кандидатура Джемилева уже выдвигалась на Нобелевскую премию мира в 2011 году Ассоциацией защиты репрессированных народов Германии. С аналогичной инициативой 26 апреля выступил целый ряд общественных организаций российского Татарстана. Но на месяц раньше, наконец-то, такое предложение появилось и в Украине, его озвучил Е. Марчук. И хотя вопрос рассмотрения кандидатур входит лишь в компетенцию Нобелевского комитета, не зависит от влияния на выбор со стороны государственных институций и официальных структур, автор этих строк глубоко убеждён- дело чести украинской дипломатии, СМИ, украинских общественных организаций, в т.ч. и в зарубежной диаспоре, приложить максимум усилий для информирования мирового сообщества о Мустафе Джемилеве, нашем «татарском Вячеславе Чорноволе», его жизненном пути и усилиях, прилагаемых для сохранения суверенитета Украины, тем самым создавая необходимый резонанс внимания к его кандидатуре. Не поддержать человека, который во время ритуального посещения священного для мусульман символа Кааба, загадал главное желание своей жизни- национально-территориальной автономии в рамках Украины, мы просто не можем себе позволить.

Сегодня 70-я годовщина сталинской депортации крымских татар. По всей Украине пройдут массовые митинги в поддержку этого народа. Хорошо то, что в подавляющем большинстве случаев, это не формальная инициатива государственных структур, а добрая воля гражданских активистов и общественных движений. Оккупационные российские власти запретили Джемилеву въезд на аннексированную территорию до 2019 года. Москва запретила в Крыму проведение любых массовых мероприятий в трагический юбилей. Путлеровская Россия превзошла все мыслимые границы цинизма и жестокости- она запрещает людям плакать и сострадать в память о своих отцах и дедах.

С точки зрения сегодняшнего определения политической нации, нам, представителям различных национальностей, наконец-то необходимо понять- не только тот украинец, у кого предки украинцы. А тот, у кого потомки украинцы. Поддержав Мустафу Джемилева и проукраинскость крымских татар сегодня, мы заложим крепкие основы для возврата Крыма в состав Украины не только с помощью инструментов международной политики, но и непосредственно изнутри, через нить межнациональной дружбы, взаимного уважения в стремлении к миру и свободе. Возврат Крыма может затянуться на годы. Но то, что он обязательно снова будет украинским, сомнений нет. К тому моменту нам пригодится знание этих слов по-татарски. 

©ЦЗ

Циля Зингельшухер Циля Зингельшухер , Автор, блогер
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram