Уволив в марте этого года всю верхушку государственной фискальной службы, государство создало видимость изменений в подходах. В объявленном конкурсе на нового главу приняло участие более 50 претендентов. Одни пошли на конкурс, потому что реально хотели что-то изменить в подходах государства к бизнесу, другие пошли, потому что их попросили.
Вы когда то могли подумать, чтобы главой налоговой в какой-то европейской стране мог занять человек, не знающий собственных налогов? Знакомьтесь: Роман Насиров. О качестве нового главы налоговой и о его знании собственных налогов и налоговых ставках говорит появившийся в сети ролик.
В то же время поставленные Яценюком задачи новому главе ГФС расставили все на свои места. Выбор Яценюка очевиден. Ему нужен просто исполнитель его желаний, которого можно держать на коротком поводке.
При этом естественным в системе координат нашего премьер-министра есть задачи выбить деньги с бизнеса любой ценой. Основным 2-мя задачами, поставленными перед новым главой ГФС, есть устранение налоговых ям и борьба с контрабандой. Это фактически означает усиление практики давления налоговиков на бизнес в стране.
Бизнес же, понеся в 2014 году консолидированных убытков в размере 10-15 млрд долларов, стоит перед сложным выбором. Нерадивая политика государства, приведшая к трёхкратному ослаблению национальной валюты, с одной стороны резко увеличила затраты экономики на энергодоллары, тем самым снизив внутренний спрос, а с другой стороны еще увеличила затраты бизнеса на обслуживание ранее взятых валютных кредитов.
Итог закономерен - терпящий убытки бизнес думает либо о сворачивании дела, либо получает финансирование через сложные цепочки денег от экспортеров, пытаясь удержать бизнесы на плаву и не допустить массового увольнения людей.
При этом весь бизнес мечтает о послаблении налогового пресса и упрощения администрирования налогов.
Но по факту, судя по всему, наш премьер министр задался целью воссоздать государственно управляемую экономику, где роль государства в экономике максимально высока. Огромные государственные расходы, доходящие до 50% от ВВП, на фоне укрепления финансового состояния государственных корпораций, таких как Нафтогаз, вроде как должны были стать залогом уменьшения затрат бюджета на дотации и соответственно дать возможность снижать налоговую нагрузку на бизнес. Но разве это интересно премьеру?
НДС-счета, кассовые аппараты каждому упрощенцу, повышенный ЕСВ за каждого работника, работающего не полный рабочий день - все это шаги одной цепи ставящих цель максимально собрать больше денег с терпящего убытки бизнеса.
Вывод очевиден. Борьба бизнеса с государством перейдет в открытое противостояние. Бизнес еще больше будет уходить в тень, а проблемы государства будут только нарастать вместе с эхом "Уходи ... Уходи ..."